Вокруг света: Венеция – хроники гибнущего города.

***
Венецию – удивительный и единственный в своём роде город с прекрасным поэтическим названием «безмятежнейшая», сейчас многие называют гибнущим. Самый стареющий город Италии, город одних туристов – такие высказывания часто можно услышать по поводу этого места. Венеция тонет, постепенно уходит под воду, и хотя на протяжении всей своей истории город боролся с водой, сейчас наступление стихии происходит быстрей обычного. Со времён Римской империи город уже погрузился в воду более чем на 3 метра. Причина тому – возрастающее давление наземных сооружений и забор воды из артезианских скважин.


Однажды 4 ноября 1966 года Венеция уже была на грани гибели - стихия обрушилась на всю Северную Италию. Прилив вторгся в Венецию в 10 часов вечера. Вода поднималась с небывалой быстротой. Лагуна оказалась неспособной вытолкнуть ее...

Умолкли телефоны, погасло электричество, во многих домах отключился газ , и почти по всему городу можно было передвигаться только в высоких сапогах. Если бы ветер не утих и прилив продолжал свою разрушительную работу, еще несколько часов и море надолго бы утвердилось в Венеции. Фундаменты древних дворцов, старых домов, для которых опасен даже ласковый плеск волн ,вряд ли сохранили бы свою устойчивость. Начались бы обрушения стен, падение крыш и полное разрушение. К счастью, ветер неожиданно стих, и вода начала спадать.

Бедствие имело чудовищные размеры. Под вопросом стала не только безопасность Венеции, но и сама возможность ее существования. Венеция – город, который целиком является одни огромным памятником истории , выстоял. На протяжении своей истории Венеция знала расцвет , упадок и возрождение. И сейчас люди просто обязаны сохранить это удивительное место.

Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. Место, где стоит современная Венеция, отгорожено от материка длинной, то и дело прерывающейся косой. Она отделяет Адриатическое море от неглубокой и изобилующей отмелями лагуны. Отмели эти не вовсе кусочки суши, а некие «сушеподобные» образования из нанесенного реками ила и песка. Зыбкие и весьма ненадежные. Прекрасное место, где преследуемые люди могут укрыться от врагов.

Первые поселения появились в глубокой древности – здесь жили рыбаки и добытчики соли. А датой основания города считается 568 г. Тогда Италия подверглась опустошительному нашествию лангобардов, патриарх Павлин со всеми святынями и церковными сокровищами бежал из Аквилеи и обосновался со своей патриархией на маленьком островке Градо; тогда же переместились на острова епископства из других городов (из Альтина на Торчелло и т. д.). Этот год условно может считаться датой возникновения Венеции. Небольшие островки соединяли между собой деревянными настилами , в зыбкое дно или грунт вбивались деревянные сваи .

Все сооружения и здания Венеции построены на деревянных сваях, забитых в островов на глубину от 3 до 10 м. Сваи расположены густым частоколом, поверх них уложены платформы из соединенных между собой дубовых и лиственничных бревен, и уже на них - каменные фундаменты. Например, в основание церкви Санта Мария делла Салюте забито более миллиона дубовых, ольховых, лиственничных свай (эта работа заняла свыше 2 лет), каменный мост Риальто стоит на 12 тысячах свай. Целые леса в Далмации были сведены и превращены в фундамент Венеции. Стволы лиственниц, например, в солёной воде приобретают прочность железа.

Своего расцвета Венеция достигла в Средние века во время и после Крестовых походов. XV век - золотой век для города. К тому времени это было уже могущественное государство с дожем во главе. Ключом к венецианскому благополучию неизменно была торговля. К XV веку морские маршруты давно устоялись, и дела купцов процветали. В 1423 году торговый флот Венеции составлял тысячи судов. . В город стекались богатства со всего мира, строились великолепные дворцы, соборы, здания.

Были проложены новые каналы, засыпаны старые, построены мосты и набережные. В ХУ - ХУ1 веках политическое и экономическое влияние и значение Венеции, начинает снижаться. Турки взяли Константинополь и подошли к Адриатике, лишив Венецию заморских портов. Открытие путей к Индии и Новому Свету, новые рынки Испании, Португалии, Англии, Голландии лишили венецианцев торговых преимуществ.

Однако, накопившая большие богатства Венеция, осталась крупным культурным центром Европы и, пожалуй, всего мира. Ее стали именовать Серениссима - Светлейшая. Это было время расцвета изобразительных искусств. Была основана прославленная венецианская школа живописи. Беллини, Карпаччо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе - творцы большого числа работ, и по сей день радующих глаз посетителей веницианских дворцов и храмов.

В то же время нравы города становились весьма развращенными. Так, венецианские проститутки оказывались не меньшей приманкой для приезжих, чем городская архитектура и живопись. Именно в то время в Венеции отметился своими похождениями Казанова. Благодаря ему на венецианских карнавалах вошли в моду треугольные шляпы и плащи. В исследовании XVIII века отмечалось, что целью венецианской внутренней политики было "поощрять безделье и роскошь аристократии, невежество и распущенность духовенства, поддерживать непрерывные распри в простом народе, потворствовать дебошам и разврату в монастырях". Немало было и трагедий. Например, чума приходила в город 70 раз!

К тому времени относят и возникновение знаменитых венецианских карнавалов. XVIII век был веком маски. Но в Венеции маска стала почти что государственным учреждением, одним из последних серьезных созданий этого утратившего всякий серьезный смысл государства. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6-го января и до первого дня поста, в день св. Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. В эти дни открыты театры, это карнавал и он длится, таким образом, полгода...

Все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: в Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.В настоящее время карнавал длится 10 дней.

Так в 2010 году он начался 6 февраля и продлился до 16. Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия — в том числе и для участия в них. На городских площадях проводятся концерты, устраиваются фейерверки, в театрах ставятся спектакли на тему карнавала, в старинных дворцах города даются балы-маскарады. На улицы Венеции выходят горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянской «комедии дель арте» — Арлекино, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой праздника.

Как все наверно знают, автомобильных дорог в Венеции нет. Основной вид транспорта- водный. По каналам снуют катера - маршрутки. Там же установлены знаки подобные дорожным. Известные на весь мир гондолы используют для романтических поездок лишь туристы. Стоимость проезда, надо сказать, немалая – 70 евро в час. Размеры этой посудины : около 11 метров в длину и 1,4 в ширину. Но наряду с карнавалом, гондола – символ города. Нужно сказать , что нигде в мире подобный вид транспорта не встречается. А за дату строительства первой похожей лодки считают 1094 г. Свою же настоящую – вытянутую форму гондола приобрела около 500 лет назад.

К особенностям города можно отнести отсутствие деревьев , ну это понятно, и сильная обшарпанность зданий. Вторая особенность поражает многих туристов. Но дело в том , что это и есть настоящий шарм Венеции. По наблюдениям некоторых путешественников, на их глазах свежеотштукатуренное здание тут же искусственно старили.

Теперь немного информации для туристов. Историческая , островная часть города куда стремятся все туристы на самом деле небольшая.: в длину 4200 метров , а в ширину всего 2700 , итого около 7 кв. км. Венеция состоит из 6 районов и разделена большим каналом- Canal Grande. С высоты птичьего полета город напоминает лежащую на воде рыбу, тело которой рассекает надвое извилистый Большой канал. Справа и слева от него равномерно распределились все шесть районов Венеции - по три с каждой стороны. Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви, дворцы. Районы города по-своему уникальны и не похожи на своих соседей. У каждого свои достопримечательности и неповторимая атмосфера. Венеция - не самый большой город мира, и пройти ее «насквозь» вполне реально даже за час.
К обязательным местам, где должен отметится каждый турист, относится центральная площадь Сан Марко, и собор Святого Марка. Сама площадь очень красива и выложена мраморной плиткой. Там же находится Дворец Дожей – бывшая резиденция Венецианских правителей. В городе множество мостов и среди них есть многие, которые имеют собственную историю и легенды. Так ,например, мост ведущий из Дворца Дожей в тюрьму называют Мостом Вздохов. Когда-то законы были слишком суровы, в городе господствовала инквизиция , и подследственных переводили из дворца в тюрьму именно по этому мосту. Поскольку оправдательных приговоров не выносили, то именно здесь родственники могли в последний раз увидеть осуждённого. . В городе более 150 церквей, а так же десятки дворцов, музеев и галерей. Найдется развлечение практически для каждого. Любителям современного или авангардного искусства обязательно следует посетить галерею Пегги Гуггенхейм. Для любителей классики – Галерея Академии.
Многие туристы жалуются на сервис в Венеции. Попробовать малосъедобную, но очень дорогую пищу или нарваться на хамство в центре Венеции, говорят, не составляет труда. Поэтому рекомендуют перекусывать подальше от туристических центров города. Жить в самой Венеции могут себе позволить ,наверно ,только очень состоятельные люди. Цены на отельные номера несусветные. Все вменяемые туристы живут в соседнем городке под названием Местре, из которого до острова очень легко доехать на автобусе, поезде, катере или такси. Цены в гостиницах здесь в разы меньше.